блок 1(38-40)

В зарубежных теориях известно мнение, согласно которому в личности человека выделяются две подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов – биологического и социального.39. Проблема биологического и социального в стру
В настоящее время самые разли чные направления признают общественный характер личности, значения исторических условий в ее изменениях. Но в понимании сущности человека, особенностей взаимодействия биологического и социального в его природе, имеются непримиримые противоречия.
Сторонники биологизаторских взглядов, отводя ведущую роль в развитии личности человека его природно-биологическому началу, полагали, что основные психические свойства личности как бы заложенные в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу. Основные психические свойства человека генетически запрограммированы. В частности, генетически предопределено интеллектуальное развитие человека. В плену биологизаторских воззрений находится гуманистическая психология, выдвигающая на первый план универсальность жизненного проявления индивида, свободу его самовыражения как высший ценностный критерий. Маслоу подчеркивает врожденный компонент гуманных потребностей человека, доказывая, что они имеют природу инстинкта, специфические для человека. Главный компонент процесса развития - самоактуализация, но она формируется не под действием среды, а только на базе внутренних способностей индивида, вырастая изнутри, на основе физиологических «базовых нужд» и потребности в безопасности,
Авторы социологизаторских концепций полагали, что в поведении человека нет ничего врожденного, каждое его действие - это продукт внешней стимуляции (можно изготовить человека любого склада). Они считали, что отправным пунктом развития является не индивид, а процесс социального взаимодействия, в ходе которого только и формируются индивидуальные качества. Социальное не просто разновидность биологического, а совокупность человеческих, психических образований(коллективных представлений). Абстрактно-социологически>й подход к пониманию среды и натуралистический к природе чел. отличают социобилагизаторские концепции так называемой теории двух факторов: исходящей из наличия двух сущностей человека - биологической и социальной, что раскалывает его надвое - природное(еще не очеловеченное) и чисто социальные составные. В последнее время наблюдается сближение «биосоциальных» и социально - биологических» концепций.
Это одна из наиболее дискуссионных проблем в психологии. В зарубежных теориях известно мнение, согласно которому в личности человека выделяются две подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов - биологического и социального. То есть личность распадается на эндопсихическую и экзопсихическую организацию. Эндопсихика выражает внутреннюю взаимосвязь психических элементов и функций, отождествляемой с нервно-психической организацией человека. Экзопсихика определяется отношением человеком к внешней среде. Эндопсихика включает восприимчивость, особенности познавательных процессов, волю, импульсивность, а экзопсихика - систему отношений человека, опыт, интересы, склонности. Эндопсихика обусловлена биологически, имеет природную основу и противостоит экзопсихике, которая определяется социальными факторами, то есть это сведение психики к проекциям биологического и социального.
Отечественный взгляд на проблему: Природные предпосылки (телесная организация, свойства Н.С. и т.п.) влияют на формирование индивидуально-психологиче>ских особенностей человека. Однако биологическое входя в личность человека становится социальным и далее существует психологически в социальной форме. Так любая человеческая патология становится или не становится особенностями личности в силу социальной детерминации (Пример Леонтьева с вывихом бедра).
Природные органические стороны и черты существуют в структуре индивидуальности личности как социально обусловленные элементы. Природное и социальное образует единство и не могут быть механически противопоставлены друг другу.
А.Н. Леонтьев. Личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Об этом писал, в частности, и С.Л. Рубинштейн133.
Это положение может быть, однако, интерпретировано по-разному. Одна из возможных его интерпретаций состоит в следующем: врожденный, если можно так выразиться, индивид не есть еще индивид вполне «готовый», и вначале многие его черты даны лишь виртуально, как возможность; процесс его формирования продолжается в ходе онтогенетического развития, пока у него не развернутся все его особенности, образующие относительно устойчивую структуру; личность якобы и является результатом процесса вызревания генотипических черт под влиянием воздействий социальной среды. Именно эта интерпретация свойственна в той или иной форме большинству современных концепций.
Другое понимание состоит в том, что формирование личности есть процесс sui generis, прямо не совпадающий с процессом прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, эффективности и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются, словом, многообразно меняются. Однако не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность.
Личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, как и его потребности (Маркс говорит: производство сознания, производство потребностей), личность человека тоже «производится» - создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляют не причину, а следствие формирования его личности.
Выразим это иначе: особенности, характеризующие одно единство (индивида), не просто переходят в особенности другого единства, другого образования (личности), так что первые уничтожаются; они сохраняются, но именно как особенности индивида. Так, особенности высшей нервной деятельности индивида не становятся особенностями его личности и не определяют ее. Хотя функционирование нервной системы составляет, конечно, необходимую предпосылку развития личности, но ее тип вовсе не является тем «скелетом», на котором она «надстраивается». Сила или слабость нервных процессов, уравновешенность их и т.д. проявляют себя лишь на уровне механизмов, посредством которых реализуется система отношений индивида с миром. Это и определяет неоднозначность их роли в формировании личности.
Пример Леонтьева. Представим себе, однако, следующий случай: у ребенка врожденный вывих тазобедренного сустава, обрекающий его на хромоту. Подобная грубо анатомическая исключительность очень далека от того класса особенностей, которые входят в перечни особенностей личности (в так называемую их «структуру»), тем не менее ее значение для формирования личности несопоставимо больше, чем, скажем, слабый тип нервной системы. Подумать только, сверстники гоняют во дворе мяч, а хромающий мальчик - в сторонке; потом, когда он становится постарше и приходит время танцев, ему не остается ничего другого, как «подпирать стенку». Как сложится в этих условиях его личность? Это невозможно предсказать, невозможно именно потому, что даже столь грубая исключительность индивида однозначно не определяет формирования его как личности. Сама по себе она не способна породить, скажем, комплекса неполноценности, замкнутости или, напротив, доброжелательной внимательности к людям и вообще никаких собственно психологических особенностей человека как личности. Парадокс в том, что предпосылки развития личности по самому существу своему безличны.
Таким образом личность в зарубежной психологии понимается как некая формальная категория, которая может иметь свою структуру - это делимая категория, а с точки зрения отечественной психологии личность выступает как содержательная составляющая человека, как некая качественная категория и как говорил А.Н. Леонтьев неделимая целостная категория «Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни.
40. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития.
ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ:
3. Внешне обусловленные характеристики личности. Человек, становясь личностью, формируется под влиянием внешних факторов.
4) Социальная природа личности - определяется общественными отношениями, в которых она формируется: отношений, складывающихся, прежде всего, в процессе производства и потребления материальных благ, политических отношений, идеологических отношений, отношения людей в социальной группе, в которую она входит.
5) Целостность личности - зависит от всего комплекса внешних влияний на нее в ходе ее развития. Если присутствует доминирующее влияние одних факторов и недостает других, если человек попадает в антисоциальные условия и ограничен в получении полноценного влияния всего общества, то нельзя говорить о его нормальном и всестороннем развитии как личности.
6) Стадиальность развития личности - означает, что человек формируется как личность в определенные периоды своего возрастного и социального становления, для которых могут быть характерны свои особенности и на каждом из которых действуют свои законы.
Кроме того, можно говорить о неравномерности развития, например, свойств личности. Так, направленность личности формируется гораздо раньше, чем способности.
4. Внутренне обусловленные характеристики. Личность формируется и развивается под воздействием не только внешних условий, но и внутренних, определяющихся особенностями организма человека.
1) Неравномерность развития личности - означает, что в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей один человек может развиваться быстрее, другой медленнее. Ранее говорилось и о неравномерности развития, например, различных свойств личности, что тоже должно приниматься во внимание.
2) Интеграция в развитии личности - означает, что все внутренние возможности организма человека в окончательном итоге мобилизуются на достижение его качественного формирования.
3) Компенсация в развитии личности - означает, что, несмотря на возможность существования у того или иного человека определенных генетических или психофизиологических недостатков или особенностей, в ходе его становления и развития как личности при конкретной и настойчивой мобилизации и с помощью волевых усилий всего организма он способен достигать хотя и позднего, но полного своего индивидуального совершенствования.
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. С одной стороны, особенности и уровни его развития можно постоянно отслеживать и фиксировать, а с другой - в процессе обучения и воспитания человека можно активно влиять на этот процесс.
Движущие силы психического развития - это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.
Факторы психического развития личности - это то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова.
Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.
Внешними факторами выступает окружающая среда и общество, в котором развивается человек.
Внутренними факторами выступают биогенетические и физиологические потребности человека и его психики.
Предпосылки психического развития личности - это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т. е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень ее психического развития.
Они бывают внешними и внутренними.
Внешними предпосылками психического развития личности выступают качество и особенности воспитания.
Внутренними предпосылками развития личности выступают активность и желание, а также мотивы и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности.
Уровни психического развития - степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности.
Уровень актуального развития личности (УАР) - показатель, характеризующий способность человека выполнять различные самостоятельные задания. Он показывает, каковы обученность, навыки и умения личности, какие ее качества и как развиты. Современное состояние развития психологии и ее экспериментальных прикладных исследований дает возможность постоянно замерять и определять с помощью конкретной аппаратуры их важнейшие характеристики.
Уровень ближайшего развития личности (УБР) - показатель того, что человек не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью других.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.
Психологические особенности личности развиваются закономерно и в определенных направлениях. Эти направления и тенденции можно классифицировать и эффективно изучать в интересах совершенствования всех сторон личности.
1. Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы личности. Эти сферы личности развиваются в процессе обучения и накопления человеком опыта интеллектуального и эмоционально-волевого поведения. Этот процесс идет по линиям усложнения мыслительной деятельности и эмоционально- волевого восприятия воздействий окружающего мира и социальной среды, формирования целостной структуры интеллекта, эмоций, чувств и воли личности.
2. Развитие направленности, характера и способностей личности. Можно следить за возникновением, становлением и усложнением мотивационно-потребностно>й сферы личности, ее направленности, выделять в ней ведущие и доминирующие линии. Можно также изучать и характеризовать доминирующие линии развития характера и способностей человека, их основных особенностей.
3. Развитие психологической структуры деятельности личности. Психологическая структура деятельности личности развивается в потоке изменения соотношения между мотивами и целями, усложнения операциональной стороны самой деятельности человека.
В процессе развития формируются:
- способность к целеполаганию;
- умение планировать действия;
- умение вырабатывать операции и способы;
- умение планировать действия;
- навыки самоконтроля и саморегуляции;
- умение произвольно устанавливать отношение между мотивом и целью.
Основные тенденции психического развития:
Тенденция 1 выражается в движении от непроизвольности, непосредственности восприятия и оценки воздействий окружающей среды и общества к произвольному, осознанному взаимодействию с ним.
Тенденция 2 выражается в становлении и стабилизации аналитико-синтетической деятельности мозга человека, усложнении его эмоционально-волевой сферы.
Тенденция 3 состоит в постепенном переходе от наглядно-действенной, наглядно-образной формы отражения действительности к отвлеченной, к абстрактно-логическому ее осмыслению.
Тенденция 4 характеризуется постепенной интеллектуализацией и усложнением всех сторон жизни и деятельности личности, что приводит к формированию устойчивых черт направленности, характера и способностей, осмыслению положительных и отрицательных сторон темперамента, их продуктивному использованию в интересах совершенствования личности.
Тенденция 5 свидетельствует о характере завершения процесса формирования личности, возможных направлениях ее адаптации к социальному и профессиональному окружению.
Причины, условия и источник развития. Традиция в психологии обсуждать проблему в границах 2 факторов: врожденности и среды. В зависимости от того, что исследователи признают 3 направления:
1) теории наследственности или спонтанного развития, ведущая роль в психическом развитии - за врожденными структурами, движущая сила - биологическое созревание. Источник - внутри человека. Развитие понимается как реализация врожденной программы. Биогенетические теории (Холл, Бюллер). Теория Фрейда и раннего Пиаже.
2) теории среды - отрицается роль наследственных факторов. Движущая сила - научение психического развития - результат воздействия среды на ребенка. Источник - во внешней среде вне организма. Теория ассоцианизма Локка и Гаршли. Бихевиоризм. Ребенок - чистая доска.
3) теории 2 факторов - взаимообусловленность первого и второго. Среда и наследственность влияют на психическое развитие, но соотношение разное:
А) в теории конвергенции 2 факторов Штерна - наибольший вес имеет врожденное.
Б) ранний Фрейд: борьба с онтогонизмом 2 факторов.
В) адаптационные теории Пиаже; Эриксон - человек адаптируется.
Г) в отечественной психологии Выготский: врожденные факторы - предпосылки условий развития, ведущая роль - обучение, т.е. социальные факторы.
Д) современная отечественная психология: Эльконин, Леонтьев, Фельдштейн. Психическое развитие как совокупность морфофизиологического строения мозга - предпосылка, условия развития - общение, обучение. Движущая сила - активность ребенка, ведущая деятельность, направленная на усвоение общественно-исторического опыта. Выготский создает учение о возрасте:
1) следует различать возраст паспортный (биологический) и интеллектуальный, есть возраст культурный (то развитие ребенка, которое связано с усвоением культурного опыта).
ВПФ - результат культурно-исторического развития ребенка - интериоризация культурного опыта ребенком. ВПФ - наивысшая степень развития натуральных функций (память, мышление). ВПФ как внешнее средство культуры (язык, письменность). ВПФ произвольны, осознанны, системны, опосредованы. В процессе культурного развития ребенок изменяет себя. Общественный человек в процессе исторического развития изменяет способы и приемы своего поведения. Трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения. Это и есть развитие ВПФ, т.е. культура создает особые формы поведения (еда ложкой, а не руками) и в ходе формирования ВПФ меняется весь психологический облик человека.
Особенности ВПФ: опосредованность ВПФ культурными знаками; произвольность (можно по желанию вспомнить какие-либо события); осознанность; системность (процесс роста и развития низших и ВПФ образуют единый целостный процесс. 2 этих плана развития сливаются и совпадают).
2) для характеристики специфического содержания каждого периода. Выготский вводит понятие «возрастное новообразование» . новообразование - то новое, что появляется в развитии. Центральное новообразование выделяется в каждом возрасте. Гезелл: понятие «возрастные задачи» - что ребенок к своему возрасту должен знать и уметь.
3) описывая динамику перехода от одного возраста к другому, Выготский писал, что «психическое развитие происходит неравномерно: чередуются стабильные/кризисные периоды. Стабильные периоды -изменения происходят постепенно. Кризисы - сравнительно кратковременные периоды, происходят явные изменения в психике ребенка».
4) роль и значение кризисов. В кризисах происходят значительные сдвиги в психическом развитии ребенка. В кризисах появляются ПОТРЕБНОСТИ человека=скачок в мотивационно-потребностно>й сфере. Изменение потребностей меняет место человек в социальных отношениях с другими людьми, т.е. меняет социальную ситуацию развития. Если потребности становятся другими, меняется ведущая деятельность и социальная ситуация развития. 2 противоречия:
- между новыми потребностями и мотивами и возможностями их реализации.
- между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми.
Кризис «трудный возраст» - дети становятся капризными, выходят из-под контроля. Начинаются/кончаются кризисы незаметно, поэтому называя кризис, говорят о его вершине. Кризис труден прежде всего для ребенка. В кризисе не только отмирает старое, но и появляется новое. До того момента, как появится новое, ребенок находится в вакууме.
5) у Выготского движущей силой психического развития является обучение, в ходе которого ребенок усваивает культурно-исторический опыт. Для передачи опыта необходим взрослый=Выготский вводит понятие социальная ситуация развития - тип межличностных отношений на определенном этапе развития ребенка с другими людьми.
А) кто самый значимый для ребенка на данном возрастном этапе (мама, семья, отец, отношения со сверстниками), нарушение значимых отношений ведет к нарушению психики ребенка, это минус.
Б) важны права/обязанности ребенка, что социум ожидает/дает ребенку, какие функции на него возлагаются.
В) субъективное отношение ребенка с социальной среде, в которой он воспитывается «значимое переживание». Психическое развитие определяется сложными отношениями внешних (социальная ситуация развития) и внутренних факторов (новообразование).
6) Выготский создает учение о зоне ближайшего развития, которая является механизмом влияния обучения на психическое развитие ребенка.




А так же :


Читая Steppenwolf


Андрианов А.Ю.
Одной из сложнейших задач образования XXI века будет приведение в состояние гармонии стремления передавать знания в области науки и техники и стремления пробуждать человеческие чувства, ту чувствительность, которая побуждает людей последовательно проявлять индивидуальность и искреннее желание поддерживать межличностные отношения.


Благотворительность


Без заголовка


Основные документы — Вопрос о Палестине



блок 1(38-40)
Hosted by uCoz